Вперед, Лиззи!

«Ежедневник» сел за руль самого старого автомобиля в Беларуси – Ford T 1924 года выпуска.

Здравствуй, Жестянка Лиззи, так похожая на кэб с одной лошадиной силой! После твоего появления в 1907 году извозчики переквалифицировались в водители, наслаждаясь 22,5 «лошадьми» под твоим четырехцилиндровым мотором. Ты была быстрой и стремительной, а имя взяла у тех, кого выгнала с улиц: извозчичьи лошади отзывались на кличку Лиззи. Сегодня твоих пассажиров уже нет и вместо ностальгии ты вызываешь удивление владельцев совсем других автомобилей: как на этом можно было ездить? Ответить на этот вопрос решил «Ежедневник».

О приобретении группой компаний «А-100» автомобиля Ford T 1924 года выпуска журналистам сообщили в середине июля. А через несколько дней раритет привезли на ретро-мото фестиваль в Станьково. Зрители щелкали языком и фотокамерами, задавали вопросы и вряд ли кто думал, что мечта музеев в возрасте 90 лет на ходу и развивает скорость в 70 км/час.

Узнав об этом, «Ежедневник» попросил о тест-драйве. И хотя главная премьера автомобиля готовится на середину августа, в честь 20-летия А-100, для нас сделали исключение, сузив рамки тест-драйва до размеров асфальтированной площадки. Как выяснилось, – из соображений безопасности: появившись на трассе, Жестянка Лиззи провоцирует аварийные ситуации: водители притормаживают, фотографируют, сигналят, стараясь хоть как-то приобщиться к истории. Приобщился и «Ежедневник», отправившись на площадку А-100, где дожидался Ford T.

Так вот на каком автомобиле американские гангстеры подъезжали к американским банкам! Лиззи блестела на солнце черным металлом. Для тех 15 миллионов автомобилей, что сошли с первого в истории автомобилестроения конвейера, черный цвет долгое время был самым распространенным: черная краска сохла 48 часов, остальные – две недели.

Подхожу к автомобилю. Начальник транспортного отдела «А-100 АЗС» Сергей Талай распахивает дверцу. Вход – со стороны пассажира, с водительской стороны место глухое. И это не единственная особенность автомобиля.

Самая старая машина Беларуси приехала из Америки и – в отличном состоянии. На ней до последнего ездили за океаном?

«Не уверен, — отвечает Талай. – Судя по состоянию узлов, автомобиль был экспонатом, а не транспортным средством. Если его и заводили, то нечасто. Практически все узлы и агрегаты родные». Систему охлаждения, рулевое управление, стартер восстановили наши мастера – автомобиль не сложен в ремонте».

Медленно обхожу Жестянку Лиззи, внешне копирующую карету.

«Название кузова – фаэтон, — рассказывает Талай, – автомобиль построен на стальной раме с двумя продольными балками. Передняя подвеска на одной поперечной рессоре с двумя стабилизирующими пружинами. Задняя больше, поскольку гасит больше колебаний. Сделана на совесть, на ней не едешь – плывешь».

Диаметр колес 30 дюймов или 76,2 см – больше, чем у любого современного внедорожника. Материал – дерево. Не веря словам, стучу по ободу костяшками пальцев. «Сделано из твердых сортов древесины, — смеется Талай. – Обод первоначально был несъемным – шину приходилось менять прямо на автомобиле».

Шины тонкие, как у мотоцикла. Поворотники современные – из оранжевой пластмассы.

Места для багажа нет. Кожаные ремешки возраста автомобиля крепят не чемоданы, а крышу, когда ее решат опустить.

Подступ к подкапотному пространству с двух сторон. Слева – клаксон, вентилятор охлаждения радиатора, головка блока цилиндров, справа – водяной насос, приводной ремень, рулевая колонка, система охлаждения и рулевое управление.

Двигатель с надписью made in USA разработан самим Генри Фордом. Рядный четырехцилиндровый бензиновый мотор с боковым расположением распредвала и клапанного механизма объемом в 2,9 литра выдает 22,5 л.с. и 112 Н/м крутящего момента. Для современных машин – ничто. Для автомобиля весом в 540 кг – вполне; уходили же как-то американские гангстеры от погони!

Двигатель в отличном состоянии: в те годы делали на века.  Но поступление бензина из карбюратора самотеком вызывало самопроизвольную остановку агрегата. Говорят, покорить на Жестянке Лиззи горку можно было только задним ходом.

Объем топливного бака – 8 галлонов или 30 л, для измерения уровня топлива – деревянная линейка. Чтобы заправиться, надо поднять переднего пассажира: бак расположен под диваном.

Масляного щупа нет. Хочешь проверить уровень – добро пожаловать под машину, откручивать нижний краник масляного поддона. Начнет капать – все в порядке, нет – доливай масло в верхний краник.

Диваны в салоне – каретного типа, разложить или подогнать под пассажира невозможно. Места немного. В идеально круглом зеркале идеально отражается новая стрижка. Происходящее на дороге позади автомобиля не вмещается катастрофически – это всего лишь круглое, маленькое и совершенно плоское зеркало.

Может, в движении будет видно лучше? Сажусь за руль и – теряюсь. На рулевом колесе два рычага управления, под ногами – три педали, у левой руки длинный рычаг. 

«Здесь коробка-автомат и две скорости – рассказывает Талай. –. Принцип управления не такой, как в современных автомобилях».

В растерянности поворачиваю ключ зажигания. Двигатель молчит. Талай усмехается. «Еще одна особенность автомобиля. Повернув ключ влево, вы замыкаете электрическую цепь. После этого надо подать напряжение на стартер, надавив на кнопку под ногами. Тронувшись и дождавшись устоявшихся оборотов двигателя, ключ необходимо резко повернуть влево, в положение зарядки батареи».

Не торопясь услышать звук мотора, осторожно интересуюсь, нет ли в управлении Жестянкой Лиззи еще каких-нибудь особенностей.

«При запуске двигателя нога должна лежать на педали тормоза, — охотно отзывается Талай. – Потом выжимайте педаль сцепления – так включается первая передача. Одновременно следим за устойчивостью работы двигателя: справа на рулевом колесе рычаг газа, слева – угол опережения зажигания».

У педали сцепления три положения. Полностью выжата – первая передача, средняя позиция – нейтралка, при полностью отпущенной включается вторая передача. Но это произойдет только при соответствующем положении рычага ручного тормоза.

Этих положений тоже три. Затянутый на себя, рычаг работает как стояночный тормоз, среднее положение – первая передача и задний ход, опущенный вниз (при этом водителю приходится сильно наклониться вперед) – переключение на вторую скорость, что возможно при 40 км/час.

Правил так много, что хочется записать их на стикер и наклеить на лобовое стекло. Хочешь тронуться с места – переведи рычаг ручного тормоза в среднее положение и полностью выжми педаль сцепления. Или выжми педаль сцепления наполовину, переведи рычаг ручного тормоза в крайне переднее положение и выжми педаль полностью.

Признаться, после краткого курса управления Жестянкой Лиззи на трассу выезжать не захотелось уже мне. И мы осторожно двинулись по площадке.

Но слово «осторожно» не для Лиззи: разгоняется машина быстро и уверенно, только успевай поворачивать. Гидроусилителя нет. Еще одна особенность – «острый» руль. Из-за узких колес и высокого подъема автомобиль делает большие крены. Он неустойчив: неосторожное движение на трассе – и заденешь соседний автомобиль, водитель которого увлеченно снимает тебя на мобильник.

А потом начинаешь привыкать. Подвеска действительно мягкая – по крайней мере, когда едешь по асфальту, работает мотор громче дизельного, но разговору не мешает, даже в повороты вписываться удается, хотя перед каждым закруглением на всякий случай притормаживаю. И помню: привод задний, тормозить умеют только задние колеса.

Сиденья жестковатые – в длительной поездке водитель и пассажиры устанут, зато движение задним ходом – почти как в современной машине, с той лишь разницей, что приходится давить на педаль заднего хода. К зеркалам заднего вида привыкнуть невозможно.

На капоте автомобиля необычный прибор, на котором медленно поднимается красный столбик. «Показатель температуры охлаждающей жидкости, — объясняет Талай. — Как только красный столбик перешел прозрачный кружок, температура приближается к экстремальной».

Охлаждающая жидкость в Жестянке Лиззи – вода, система охлаждения – термосифонная, охлаждение – за счет перепада температур. «Вода подается в рубашку двигателя, нагревается в камере сгорания, переходит в радиатор, охлаждается – и так по кругу, — объясняет Талай. — С 1922 года для ускорения процесса циркуляции охлаждающей жидкости на Ford T начали устанавливать насосы. Один такой – на нашем автомобиле».

Долго на машине не проедешь. Даже с учетом жары жидкость достигла кипения примерно за 20 минут поездки и начала капать на землю – от Лиззи остается заметная дорожка. Хорошо, что не тосол – просто добавь воды.

Примерно с такой же скоростью уходит бензин: 18-20 л на 100 км пути. Даже с учетом, что топливо тут самое дешевое – А-80 мало не покажется.

Но ставить Лиззи рядом с современными автомобилями бессмысленно – это совсем другие эпохи, ценности и возможности. По сравнению с кэбом, Ford T был настоящим техническим прорывом. А сегодня это раритет, удивляющий уже тем, что может ехать рядом с остальными. Пускай лишь в качестве красивого хобби.

К слову, сегодня управление Ford T осваивает председатель правления группы компаний «А-100» Александр Центер. Но это — уже совсем другая история.

Технические характеристики

Габариты

Длина, мм

4380

Ширина, мм

1720

Высота, мм

2650

Колесная база, мм

2515

Тип кузова

купе

Кол-во дверей

2

Кол-во мест

4

Собственная/допустимая полная масса, кг

540/0

Размер шин

2 — 3,5 R30

Двигатель

Тип двигателя

рядный

Система питания

карбюратор

Рабочий объем, куб.см.

2998

Кол-во цилиндров

4

Кол-во клапанов на цилиндр

2

Кол-во передач на механике

2

Динамика

Максимальная скорость, км/ч

72

Мощность, л.с.

22,5

Топливо

Тип топлива

А-80

Емкость топливного бака, л.

30

Расход топлива смешанный цикл, л./100км

18.0

Тормозная система

Тормоза задние

барабанные

Источник: ej.by

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.